В начале XVIII века мануфактур-коллегия велела Ярославскому магистрату отвести Затрапезновым при реке Которости городскую землю, где была плотина и замшевый завод Скобяникова" (из "Исторического очерка
города Ярославля" Ивана Барщевского, 1900 год). К 1731 году строительные работы были завершены. Ярославская Большая мануфактура подразделялась на полотняный двор и писчебумажную фабрику.
Писчебумажная фабрика располагалась на правом берегу Которосли и управлялась силой воды. Бумажная фабрика почти вся сгорела в большом пожаре 1845 года, мало что осталось пригодным к дальнейшему
использованию: "В настоящее время ценность её заключается в уцелевшей от пожара плотине (высокой прочности), в мукомольной на левом берегу мельнице на четыре постава и в семи остовах каменных
корпусов" ("Ярославские губернские ведомости", 1846 год).
В "Ярославских губернских ведомостях" за 1853 год содержалась статья "Ярославль в 1802 году", где была затронута и тема мануфактуры: "При сей мануфактуре две мельницы. Первая на обоих берегах Которосли: бумажная
на 20 ролей; пильная о четырёх рамах, в каждую раму вставляется от двух до шести пил; мукомольная о четырёх поставах и о шести молотах для колочения бумаги; масляная о двух колодах и о шести молотах же. Для свободного прохода
судам по реке Которосли сделан от сей мельницы отводной прямой канал, длиною в двести сажень, о двух створчатых воротах или шлюзах. Вторая при пруде, мукомольная о двух поставах, на которых отправляют одни мануфактурные надобности".
В 1857 году после серьёзного урона от огромного пожара мануфактуру за 85 тысяч рублей покупают купцы Карзинкины вместе с Гавриилом Игумновым. Новые владельцы создают "Товарищество Ярославской
Большой мануфактуры", строят новые производственные здания.
Плотина использовалась ещё и в качестве моста, даже отмечена на знаменитом "Плане города Ярославля" издания А. Я. Разроднова 1911 года, там плотина выводит к Фабричному шоссе.

Часть карты Разроднова 1911 года