На фотографии слева посещение великим князем Сергеем Александровичем и великой княгиней Елизаветой Фёдоровной церкви Иоанна Предтечи.
Тёплая небольшая церковь Вознесения Господня, даже "боголепно" устроенная, не могла заменить летнюю. В Ярославле ко второй половине XVII века сложился характерный облик величественного холодного приходского храма.
Начиная с 1620-х годов один за другим поднимались в городе монументальные сооружения, и уже были построены церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Иоанна Златоуста. Эти храмы, возведённые на средства богатых
ярославских купцов, являлись гордостью прихожан. Но в "соревнование" купеческих родов вступили и рядовые посадские жители. В первую очередь это касается толчковцев, задумавших создать нечто грандиозное - храм, какого ещё не было в
Ярославле.
Готовились к началу его возведения долго и тщательно, для такой масштабной стройки требовалось много материалов. Кирпич для храма решили делать сами. Это было частью архитектурного замысла - впервые в ярославском храмовом
зодчестве для декорировки стен предполагалось использовать фигурный формованный кирпич. Поп Абросим и диакон Родион обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу о дозволении поставить два кирпичных завода - в Толчковской слободе,
где "делывали преж сего кирпич на ярославское городовое каменное дело", и в Коровницкой слободе - "подле озерка". Указом от 29 июня 1671 года царь разрешил постройку каменных сараев, с тем чтобы "тем сараям быть по тех мест, как
церковь построится", т. е. заводы по завершении строительства должны были поступить в казну.
Вход в центральный храм церкви Иоанна Предтечи из галереи
Фотография С. М. Прокудина - Горского. 1911 год