Рядом с Aфанасьевским мужским монастырём стоял Воскресенский храм. Первая деревянная церковь Воскресения
Христова построена в XIII веке. Этот храм, как и Ильинско - Тихоновский, ещё при ярославских князьях получал ругу из таможенных сборов.
Каменную церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме поставлена прихожанами в 1660 году
вместо деревянной, сгоревшей в "великом пожаре". Первоначально храм был двухпрестольным - с приделом Сергия Радонежского в алтарной части.
В 1680 году к северному фасаду церковного здания пристроили тёплый придел (позднее - тёплая церковь) во имя Введения Богоматери
во храм, с колокольней над ним. Храмы составили единый архитектурный комплекс.
Приход церкви, в 1781 году состоявший из 99 человек, к началу XIX века уменьшился до четырёх дворов. Воскресенский храм
находился в то время в "вопиющей нужде и бедности", а сама церковь, тогда одноглавая, не только "лишена была украшений,
подобающих Дому Божию, но не имела самых нужных вещей; часто не было в ней свеч и прочих принадлежностей для богослужений".
"Ревностным обновителем" Воскресенского храма стал человек, который являет собой пример пастырского служения - Илларион
Петрович Тихомиров (1792 - 1857), дед известного ярославского краеведа И. А. Тихомирова. С отличием закончив Ярославскую семинарию
он был определён в 1812 году священником в бесприходную церковь Воскресения. В этом храме настоятель, удостоившись сана
протоиерея, прослужил 45 лет, до своей кончины.
Получив беднейший приход в Ярославле, где два года до него не было ни священника, ни причта, о. Илларион превратил
его в один из процветающих. По свидетельству современников, в Воскресенскую церковь стекалось избранное местное общество и
"целые сплошные ряды карет и разнообразных экипажей устанавливались на Воскресенской улице, когда в 10 часов, в воскресный или
праздничный день, начинался благовест к поздней литургии".
Царские врата Воскресенской церкви