Спасо-Преображенский монастырь возникнув как "городовой" княжеский, с первых дней своего существования был
тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и
культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах
княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы.
Особое отношение ярославских князей к монастырю нашло отражение в том, что он ещё на начальных этапах своей истории получил от владетелей города и края значительные привилегии и пожалования.
В самой ранней из сохранившихся монастырских грамот, выданной архимандриту Пимену ярославским князем Василием Давидовичем (правил с 1321 по 1344 год), приведён текст древней грамоты его деда, Фёдора Черного.
Из этого документа следует, что уже в конце XIII века монастырь имел свои владения и "служебников": в грамоте упоминаются люди "святого Спаса в городе и сёлах", а сфера его хозяйственной деятельности была довольно широка.
Обитель обладала правом заниматься торговлей, немалый доход ей с древнейших времён приносили устроенные в городе переправы через реки Волгу и Которосль, а также бобровые промыслы. Причём монастырь за два рубля ежегодного оброка,
вносимых в княжескую казну, освобождался от всяческой дани: "ни ям, ни подвода, ни тамга, ни восмничее, ни бобровое, ни стану не чинить [тамга, восмничее - виды торговых пошлин]".
Другой привилегией, дарованной Спасо-Преображенскому монастырю, являлось освобождение его от княжеского суда: по грамоте, если "учинится между спасскими людьми бой или татьба или душегубство или самосуд, то
все судит игумен", а князь обязывался дом Святого Спаса "самому не обидети и в обиду не давати".